Процессоры. Встроенная в процессор графика ‡

Обзор Ivy Bridge | Введение

Ivy Bridge – это новый "тик"-уже известная архитектура Sandy Bridge на уменьшённом 22-х нанометровом кристалле. Однако Intel называет этот цикл "тик-плюс", поскольку в логике есть некоторые внутренние улучшения.

К сожалению энтузиастов настольных ПК, большая часть изменений касается встроенного графического движка, который большинство просто не используют.

Естественно, в сфере мобильных устройств ситуация совсем иная. Здесь более низкое энергопотребление и "достаточно быстрая" графика, обеспечивают более длительную работу от батареи и приемлемый уровень производительности. Однако в сегодняшнем обзоре мы не будем затрагивать мобильные версии процессоров. Вашему вниманию мы представляем модель Core i7-3770K с разблокированным множителем, который призван заменить существующие процессоры Core i7-2700K и Core i7-2600K .

Обзор Ivy Bridge | Обновлённая архитектура

Процессор на базе микроархитектуры Ivy Bridge

Всё указывает на то, что Ivy Bridge – это ещё одна высоко интегрированная архитектура от Intel . Над его компонентами работали независимые команды со всего мира: инженеры из Израиля разработали ядра IA, команда из Фолсома (Калифорния) создала графический движок, вторая команда в Фолсоме реализовала соединения, кэш и системного агента. И конечно группа разработчиков в Оригоне позаботилась, чтобы всё это было собрано и работало на ядре 22 нм.

На что же способна новая архитектура? Давайте шаг за шагом познакомимся с архитектурой Ivy Bridge и постараемся выявить её плюсы и минусы.

Обзор Ivy Bridge | Знакомое ядро


Компании потребовалось пересмотреть подход к реализации встроенной графики, который позволяет Intel не только придерживаться более агрессивного плана по улучшению графики в будущем, но и исправить некоторые недостатки, замеченные в архитектуре Sandy Bridge . В результате архитектура разделилась на пять областей.

  1. Первая область включает глобальные средства, такие как геометрия каналов. Программируемые компоненты hull (HS) и domain shader (DS) дополняют блок тесселяции с фиксированной функцией, необходимой для поддержки DirectX 11.
  2. Вторую область Intel называет Slice Common. Она содержит блоки растеризации, пиксельные конвейеры (pixel back-ends) и кэш третьего уровня. В Sandy Bridge не было отдельного кэша L3 для графики, поскольку Intel не могла получить от него значительного уровня производительности. Кольцевая шина процессора обеспечивает достаточное количество пропускной способности, с которой кэш третьего уровня достаточно хорошо справляется. Но поскольку в Ivy Bridge на графику сделан больший упор, отдельный кэш L3 дополняет требования пропускной способности, одновременно понижая энергопотребление, когда движок работает с собственным хранилищем, а не через всю шину.
  3. Третья область называется Slice. Она включает в себя шейдеры, текстурные блоки, текстурные сэмплеры, кэш L1 для инструкций и медиа-семплер, который использует технология Quick Sync . Этот набор Intel планирует использовать для увеличения производительности в будущем. Он также может работать с дополнительным компонентом Slice Common, чтобы увеличить пропускную способность.
  4. Четвертая область состоит из медиа-компонентов с фиксированной функцией. Её тоже можно масштабировать в зависимости от того, насколько глубоко Intel хочет работать с производительностью медиа-ресурса.
  5. Выходы на дисплей составляют последнюю область. На настольной платформе можно получить три цифровых выхода (которые должен обеспечить поставщик), два из которых должны быть коннекторами DisplayPort, один с поддержкой разрешения 2560x1600, другой с 1920x1200. Третий экран можно подключить через HDMI (до 1080p), DVI, VGA или DisplayPort с максимальным разрешением 1920x1200.

Socket LGA1155 Объем кэша L3 8192 КБ Количество ядер 4 Частота процессора 3500 МГц Интегрированное графическое ядро да Комплектация OEM

Общие характеристики

Socket LGA1155 Игровой есть

Ядро

Ядро Ivy Bridge (2012) Количество ядер

Новая технология изготовления процессоров позволяет разместить в одном корпусе более одного ядра. Наличие нескольких ядер значительно увеличивает производительность процессора. Например, в линейке Core 2 Duo используются двухъядерные процессоры, а в модельном ряду Core 2 Quad - четырехъядерные.

4 Техпроцесс 22 нм

Частотные характеристики

Тактовая частота

Тактовая частота - это количество тактов (операций) процессора в секунду. Тактовая частота процессора пропорциональна частоте шины. Как правило, чем выше тактовая частота процессора, тем выше его производительность. Но подобное сравнение уместно только для моделей одной линейки, поскольку, помимо частоты, на производительность процессора влияют такие параметры, как размер кэша второго уровня (L2), наличие и частота кэша третьего уровня (L3), наличие специальных инструкций и другие.Словарь терминов по категории Процессоры (CPU)

3500 МГц Максимальная частота с Turbo Boost 3900 МГц Количество потоков 8 Системная шина DMI Коэффициент умножения 35 Интегрированное графическое ядро

Название графического ядра процессора. Кроме стандартных нескольких ядер, у процессора может быть еще и ядро, занимающееся исключительно графическими вычислениями, что снижает нагрузку на графический чипсет или видеокарту, и увеличивает производительность.Словарь терминов по категории Процессоры (CPU)

HD Graphics 4000, 1150 МГц Встроенный контроллер памяти есть, полоса 25.6 ГБ/с Максимальный объем памяти 32 ГБ Тип памяти DDR3 1333/1600 Максимальное количество каналов памяти 2

Кэш

Объем кэша L1

Кэш-память первого уровня - это блок высокоскоростной памяти, расположенный прямо на ядре процессора. В него копируются данные, извлеченные из оперативной памяти. Сохранение основных команд позволяет повысить производительность процессора за счет более высокой скорости обработки данных (обработка из кэша быстрее, чем из оперативной памяти). Емкость кэш-памяти первого уровня невелика и исчисляется килобайтами. Обычно "старшие" модели процессоров обладают большим объемом кэша L1.Словарь терминов по категории Процессоры (CPU)

64 КБ Объем кэша L2

Кэш-память второго уровня - это блок высокоскоростной памяти, выполняющий те же функции, что и кэш L1 (см. "Объем кэша L1"), однако имеющий более низкую скорость и больший объем. Если вы выбираете процессор для ресурсоемких задач, то модель с большим объемом кэша L2 будет предпочтительнее.Словарь терминов по категории Процессоры (CPU)

1024 КБ Объем кэша L3 8192 КБ

В конце апреля компания Intel официально представила в России новую серию процессоров для настольных ПК, известных под кодовым наименованием Ivy Bridge. В настоящей статье мы рассмотрим результаты тестирования топовой модели этого семейства - процессора Intel Core i7-3770K.

Более подробно о семействе процессоров Ivy Bridge можно прочитать в статье «Процессоры Intel Core третьего поколения», опубликованной в этом номере журнала. В данной статье мы рассмотрим лишь один процессор данного семейства - Intel Core i7-3770K.

Технические характеристики

Все процессоры Ivy Bridge имеют процессорный разъем LGA 1155 и совместимы с платами на базе чипсетов Intel 7-й серии.

Процессор Intel Core i7-3770K, как и все процессоры семейства Ivy Bridge, изготавливается по 22-нм техпроцессу. Как и все модели серии Intel Core i7, он является четырехъядерным и поддерживает технологию Hyper-Threading. Размер кэша L3 этого процессора составляет 8 Мбайт; он имеет интегрированное графическое ядро HD 4000 с базовой тактовой частотой 650 МГц и частотой 1150 МГц в режиме Turbo Boost.

Процессор Intel Core i7-3770K - топовая модель семейства Intel Core i7. Он отличается тем, что имеет разблокированный коэффициент умножения (как и все процессоры K-серии). При этом его TDP равно всего 77 Вт.

Базовая тактовая частота ядер процессора Intel Core i7-3770K составляет 3,5 ГГц (коэффициент умножения равен 35), а в режиме Turbo Boost она повышается до значения 3,9 ГГц. Режим Turbo Boost реализован следующим образом. Если загружены все четыре ядра процессора, то коэффициент умножения может быть увеличен до 36 (частота процессора 3,6 ГГц). При загрузке только трех ядер коэффициент умножения может быть увеличен до 37, а при загрузке двух ядер - до 38. Если же загружено всего одно ядро, то коэффициент умножения может быть увеличен до 39 (тактовая частота 3,9 ГГц). Естественно, во всех указанных случаях увеличение коэффициента умножения возможно, если не превышены максимальное значение TDP и максимальный ток либо превышение максимального значения TDP и тока является кратковременным.

В полностью разблокированных процессорах Ivy Bridge (процессоры K-серии) для тактовой частоты ядер процессора максимальный коэффициент умножения может быть равным 63, соответственно максимальная тактовая частота ядер процессора может достигать 6,3 ГГц (теоретически). Напомним, что в полностью разблокированных процессорах Sandy Bridge максимальный коэффициент умножения составлял 57.

Отметим, что для процессоров Ivy Bridge, особенно для моделей K-серии, понятие базовой частоты и частоты в режиме Turbo Boost весьма условно, поскольку эти процессоры очень хорошо разгоняются и использовать их в штатном режиме просто неразумно. В частности, в нашем случае процессор Intel Core i7-3770K стабильно работал на частоте 4,9 ГГц.

Процессор Intel Core i7-3770K поддерживает память DDR3 1600/1333 в двухканальном режиме и имеет встроенный контроллер PCI Express 3.0 на 16 линий.

Методика тестирования

Для тестирования процессора Intel Core i7-3770K мы применяли стенд следующей конфигурации:

  • системная плата - ASUS P8Z77-V RO;
  • чипсет системной платы - Intel Z77 Express;
  • память - DDR3-1333 (Kingston HyperX KHX 14900D3T1K3x2);
  • объем памяти - 4 Гбайт (два модуля по 2 Гбайт);
  • режим работы памяти - DDR3-1333, двухканальный;
  • видеокарта - Intel HD 4000 (интегрированная);
  • загрузочный накопитель - Intel SSD 520 (240 Гбайт);
  • операционная система - Microsoft Windows 7 Ultimate (64-bit).

Измерение производительности процессора проводилось с помощью наших традиционных скриптов ComputerPress Benchmark Script v.10.0 и ComputerPress GameScript 6.0, о которых мы уже неоднократно писали. Скрипт ComputerPress Benchmark Script v.10.0 позволяет оценить производительность процессора на наборе различных неигровых приложений, а в скрипте ComputerPress GameScript 6.0, наоборот, используются только игры.

Понятно, что результаты тестирования процессора (время выполнения им тестовых задач) интересны не сами по себе, а в сравнении с чем­то. Именно поэтому для интегральной оценки производительности в тесте ComputerPress Benchmark Script v.10.0 применяется референсный ПК, для которого интегральный результат производительности принимается за 1000 баллов. В качестве референсного ПК в тесте ComputerPress Benchmark Script v.10.0 выступает ноутбук ASUS G53SX, который оснащен четырехъядерным процессором Intel Core i7-2630QM, 8 Гбайт памяти DDR3 и дискретной видеокартой NVIDIA GeForce GTX 560M.

В тесте ComputerPress Benchmark Script v.10.0 для полноты картины, а также с учетом того, что процессор Intel Core i7-3770K имеет разблокированный коэффициент умножения и ориентирован на разгон, мы также протестировали его в разгонном состоянии. Разгон процессора проводился через настройки BIOS путем задания одинакового коэффициента умножения для всех ядер процессора в режиме Turbo Boost. Методом проб и ошибок было установлено, что процессор стабильно работает, если задать коэффициент умножения равным 49 (частота 4,9 ГГц), поэтому при тестировании процессора в состоянии разгона мы использовали именно этот коэффициент умножения. Отметим, что разгону подвергались только вычислительные ядра процессора. Графическое ядро не разгонялось, и его настройки были установлены в режим Auto.

В нашу таблицу результатов мы также внесли результаты тестирования процессора Intel Core i5-2500K, который был протестирован на том же самом стенде. Причем первоначально мы хотели сравнить производительность процессоров Intel Core i7-3770K и Intel Core i7-2600K, но, как выяснилось, материнская плата ASUS P8Z77-V PRO, которую мы использовали в стенде, не работает с процессором Intel Core i7-2600K, но в то же время работает с процессором Intel Core i5-2500K. Причем тот факт, что процессор Intel Core i7-2600K абсолютно исправен, не вызывает сомнений (он проверялся на других платах).

Результаты тестирования

Результаты тестирования процессора Intel Core i7-3770K с использованием скрипта ComputerPress Benchmark Script v.10.0 представлены в табл. 1 .

Пожалуй, самый интересный результат заключается в том, что увеличение тактовой частоты вычислительных ядер процессора Intel Core i7-3770K, то есть его разгон путем увеличения коэффициента умножения, приводит к замедлению скорости видеоконвертирования. Причем этот факт, объяснения которому у нас нет, проверялся нами неоднократно. Во всех остальных приложениях всё довольно логично - разгон процессора приводит к возрастанию скорости выполнения тестового задания.

Также обращает на себя внимание то, что разница в результатах по тестам видеоконвертирования между процессором Intel Core i7-3770K и референсным процессором уж слишком маленькая. Более того, результаты по этим тестам для разогнанного процессора Core i7-3770K и для процессора Core i5-2500K оказались даже ниже, чем для референсной системы, что может показаться странным.

Но на самом деле всё весьма логично. Просто в некоторых тестах по видеоконвертированию нагрузка ложится не только на процессор (не только на вычислительные ядра процессора), но и на графический процессор. Понятно, что наличие дискретной графической карты в референсной системе в данном случае способствует увеличению общей производительности и, несмотря на более слабый процессор, система оказывается более производительной в тестах по видеоконвертированию.

Отметим, что усредненная по всем тестам разница в производительности между процессором Core i7-3770K и Core i5-2500K не такая уж и большая - всего 17%. Понятно, что если взять процессор Core i7-2600K или Core i7-2700K, то они вообще практически не будут отличаться по производительности от процессора Core i7-3770K.

Казалось бы, процессор Core i7-3770K должен хорошо разгоняться, и это действительно так, однако процессор Core i5-2500K разгоняется гораздо лучше. Так, если процессор Core i7-3770K нам удалось разогнать до частоты 4,9 ГГц при его номинальной тактовой частоте 3,5 ГГц, то процессор Core i5-2500K на том же самом стенде совершенно спокойно разогнался до частоты 5,1 ГГц. При этом номинальная тактовая частота процессора Core i5-2500K составляет 3,3 ГГц. То есть процессор Core i7-3770K разгоняется по частоте на 40%, а процессор Core i5-2500K - на 55%! Причем разогнанный процессор Core i5-2500K опережает по производительности всех и даже разогнанный Core i7-3770K. Да, есть о чем задуматься! Собственно, вывод в данном случае напрашивается следующий. Если у вас система базируется на процессоре Sandy Bridge, нет смысла переходить на систему с процессором Ivy Bridge. Выигрыш по производительности того не стоит.

Теперь посмотрим на производительность нового графического ядра HD 4000 в процессоре Intel Core i7-3770K. Как уже отмечалось, производительность этого ядра мы тестировали с использованием скрипта ComputerPress GameScript 6.0. Причем графическое ядро HD 4000 процессора Intel Core i7-3770K мы сравнивали с графическим ядром HD 3000 процессора Intel Core i5-2500K. Поскольку интегрированное в процессор графическое ядро HD 4000 не является игровым, а поддержку DirectX 11 можно считать формальной, мы проводили тестирование только в режиме настройки игр и бенчмарков на минимальное качество (в данном режиме используются только DirectX 9 и DirectX 10). Разрешение монитора при тестировании составляло 1920×1080.

Результаты тестирования графических ядер процессоров Core i7-3770K и Core i5-2500K представлены в табл. 2 .

Как видно из результатов тестирования, новое графическое ядро HD 4000 оказывается существенно более производительным в сравнении с HD 3000. Усредненный по всем играм прирост производительности составляет 48%, что очень неплохо. Тем не менее нужно отметить, что графическое ядро HD 4000 всё равно не является игровым и даже при настройке игр на минимальное качество многие из них будут подтормаживать при использовании интегрированной графики.

Мы решили заняться немного другим сегментом компьютерных платформ, сходным с изученным по назначению, но претендующим на несколько иной уровень производительности. Если говорить проще, то объектами сегодняшнего тестирования будут процессоры семейства Core i7 от Intel. Тоже снабженные интегрированным графическим ядром (что у компании уже стало стандартом практически на всех уровнях, кроме совсем уж топового), пусть и более слабым, чем у конкурента, зато имеющие более производительную процессорную часть. Причем во всех трех моделях сходную по характеристикам - везде по четыре ядра (способных одновременно выполнять восемь потоков вычисления), одинаковые тактовые частоты, одинаковые емкости кэш-памяти разных уровней, но разная микроархитектура. Ну а GPU - совсем разные и по функциональности, и по производительности. Как это все будет выглядеть в приложениях? А вот это-то мы и проверим.

Конфигурация тестовых стендов

Процессор Intel Core i7-2700K Intel Core i7-3770K Intel Core i7-4770K
Название ядра Sandy Bridge Ivy Bridge Haswell
Технология пр-ва 32 нм 22 нм 22 нм
Частота ядра std/max, ГГц 3,5/3,9 3,5/3,9 3,5/3,9
Кол-во ядер(модулей)/потоков вычисления 4/8 4/8 4/8
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 128/128 128/128 128/128
Кэш L2, КБ 4×256 4×256 4×256
Кэш L3, МиБ 8 8 8
Оперативная память 2×DDR3-1333 2×DDR3-1600 2×DDR3-1600
TDP, Вт 95 77 84
Графика HDG 3000 HDG 4000 HDG 4600
Кол-во ГП 48 64 80
Частота std/max, МГц 850/1350 650/1150 350/1250

Core i7-2700K не является старшим представителем семейства Sandy Bridge, да и в свежайшем Haswell уже появился Core i7-4790K , но мы взяли именно эту тройку по озвученной выше причине - равные тактовые частоты (как номинальные, так и в буст-режиме). Как видим, если не касаться графической части, они сходны вплоть до полной формальной идентичности, ну а две модели из трех вообще работают на одинаковых системных платах. Графика - очень разная, но именно на GPU и были сосредоточены основные усилия разработчиков последние годы, так что ничего удивительного.

Но есть и нюансы - если в Ivy Bridge и Haswell графические ядра различаются лишь количественно, но не качественно, то в Sandy Bridge GPU более слабый и функционально. В частности, эти процессоры способны исполнять OpenCL-код только при помощи процессорных ядер, что делает их плохим выбором для гетерогенных вычислений. Кроме того, они не поддерживают DirectX 11, что может сказаться в игровых приложениях, да и с декодированием видеопотока не все гладко, в чем мы уже не раз убеждались. В общем, во времена господства этой архитектуры на рынке многие пользователи предпочитали не полагаться на возможности встроенного GPU, а приобретать какую-нибудь бюджетную дискретную «затычку для сокета». Мы опробовали и такой вариант, в качестве «затычки» взяв Radeon HD 6450 с пассивной системой охлаждения. Карта, безусловно, слабая, но функционально она GPU Sandy Bridge превосходит, да и ее сравнение с интегрированной графикой последующих поколений интересно.

Остается только упомянуть, что все процессоры мы тестировали с 8 ГБ памяти типа DDR3, работающей на максимальной штатно-поддерживаемой процессорами частоте. Также использовался одинаковый SSD Toshiba THNSNH256GMCT 256 ГБ, что позволяет сравнивать процессоры и по скорости загрузки приложений и контента (в бенчмарке iXBT Notebook Benchmark v.1.0, напомним, есть и такой тест) в одинаковых условиях.

Методика тестирования

Для оценки производительности мы использовали нашу методику измерения производительности с применением бенчмарков и . Все результаты тестирования в бенчмарке iXBT Notebook Benchmark v.1.0 мы нормировали относительно результатов Pentium G3250 с 8 ГБ памяти и SSD Intel 520 240 ГБ, а сама методика вычисления интегрального результата осталась неизменной. Еще одна программа, которую мы как обычно добавили к тестовому набору - бенчмарк Basemark CL 1.0.1.4, созданный для измерения производительности OpenCL-кода.

iXBT Notebook Benchmark v.1.0

Эта программа поддерживает GPGPU, но, как видим, «ускорительные» способности Radeon HD 6450 слишком малы, чтобы серьезно принимать их во внимание. Пожалуй что и к IGP более новых семейств Intel это тоже относится, так что в случае старших настольных моделей Core i7 данный тест можно относить к «процессорным». И хорошо демонстрирующий разницу между поколениям процессорных ядер - ≈+10% на каждом шаге. Что неплохо для перехода от Sandy Bridge к Ivy Bridge (напомним - происходившим без смены платформы), но, разумеется, маловато для широко разрекламированного обновления архитектуры в виде Haswell.

И выше был еще не самый плохой случай - в этих программах преимущества обновлений процессорных архитектур во-первых еще более эфемерны, а во-вторых «первый шаг» еще и вдвое «весомей» второго.

В Photoshop сам по себе прирост производительности выше, однако опять убеждаемся в том, что важным был выход Ivy Bridge. А Haswell на его фоне теряется.

И даже так бывает: +10% в рамках одной платформы и жирный ноль при ее смене.

Вот в распознавании текста 4770К от 3770К оторвался заметнее, нежели преимущество последнего над 2700К. Но все равно как-то маловато:)

Впрочем, в архиваторах все еще смешнее.

«Житейское быстродействие» всех трех систем одинаково - как и предполагалось.

Как мы помним, AMD сумела увеличить производительность процессорной части своих APU за три года на 20%, причем в основном это было связано с переходом с FM1 на FM2, а внедрение FM2+ не дало вообще ничего. У Intel увеличение производительности за тот же срок еще меньше, но радует хотя бы то, что Haswell нигде не отстал от предшественника.

Что еще забавно - снижение производительности при использовании дискретной видеокарты. Что ж - и такое в наше время бывает, что не может не радовать. Не в смысле снижения, а в том, что его нет при задействовании интегрированной графики, хотя лет 15 назад такое происходило сплошь и рядом.

OpenCL

А вот, пожалуй, объяснение - почему даже поддержка OpenCL не вытянула пару из i7-2700K и Radeon HD 6450: этот процессор даже в программном режиме способен интерпретировать такой код всего в полтора раза медленнее указанной видеокарты. Медленнее. Но в полтора раза причем в бенчмарке. Так что использование GPGPU не позволяет ничего ускорить в конечном итоге, поскольку весь выигрыш оказывается «съеден» необходимостью в пересылке данных и т.п. А GPU Core i7-3770K уже вдвое быстрее, чем Radeon HD 6450 и выходит на уровень старых AMD A8. HDG 4600 же в свою очередь способен конкурировать уже и со старыми А10. В общем, вот тут-то прогресс хорошо заметен.

Игры

Поскольку для качественных настроек недостаточно даже А10 (в чем мы недавно убедились), мы не стали использовать этот режим, ограничившись лишь «минималками», но в двух разрешениях.

На HDG 3000 бенчмарк не запускается, поскольку требует поддержки DirectX 11. Но хорошо заметно, что медленные решения с поддержкой этого стандарта для игры непригодны. Интегрированная же графика современных процессоров Intel спокойно «тянет» ее в низком разрешении и уже подбирается к «порогу играбельности» в FHD.

В Bioshok на Haswell уже можно попробовать играть и в FHD. Предыдущие поколения слабее, но HDG 4000 достаточно по крайней мере на низкое разрешение.

«Танчики» прекрасно себя чувствуют даже на Sandy Bridge, не говоря уже о более новых процессорах - «на минималках» можно спокойно играть и в FHD.

Ivy Bridge опять оказался точкой раздела - он уже и с FHD справляется. Ну а в целом - игра несложная для современных интегрированных решений.

Чего не скажешь про Metro - только Haswell приблизился к приемлемой частоте кадров, и только в низком разрешении.

Вот с Hitman он уже даже справляется.

В общем и целом, интегрированная графика Intel пока, безусловно, слабее, чем может предложить покупателю AMD - во всяком случае это верно для массовых настольных решений. Однако, как видим, поиграть уже можно во многое. Лучше, чем на некоторых до сих пор встречающихся в продаже видеокартах.

Итого

В приницпе, все уже в основном было сказано выше. Последним существенным изменением процессорной составляющей было появление микроархитектуры Sandy Bridge: использующие ее топовые модели Core i7 задрали планку производительности столь высоко, что существенно превысить этот уровень последующим процессорам не удалось. Разумеется, Core i7-2600K работал, все же, помедленнее, чем 2700К, а 4790К - на 10% быстрее, чем 4770К, но принципиально это дела не меняет: все старшие Core i7 вот уже три года как можно считать примерно одинаковыми в плане х86-производительности.

Что изменилось за эти годы радикально, так это интегрированное графическое ядро. Intel не только устанавливает его практически во все процессоры - компания добилась того, что и пользоваться им можно добровольно, а не под принуждением:) Разумеется, справедливо это только для тех случаев, когда речь не идет об игровом компьютере - поиграть-то на встроенном видео иногда можно, но лишь при низких настройках качества и/или в низком разрешении. А для получения большего удовольствия от игрового процесса следует использовать дискретную видеокарту. Как и ранее. Однако со всеми остальными задачами уже справится и IGP.

Первый в мире процессор , выпущенный по технологии 22 нанометра. Первый в мире процессор с инновационными трехмерными транзисторами. Какие преимущества у новой архитектуры, что принесет пользователю новый шаг в концепции «тик-так»? Самое время разобраться на примере флагманского процессора Intel Core i7-3770K .

Особенности архитектуры и теоретическая информация

Согласно выработанной концепции «тик-так» каждый год компания Intel меняет технология или архитектуру. После выхода процессоров Sandy Bridge настало время уменьшить техпроцесс.

Какие моменты стоит особо выделить. Во-первых, новые процессоры не требуют смены платформы. «Старые» материнские платы будут поддерживать новые процессоры Ivy Bridge, новые платы при необходимости будут работать с процессорами архитектуры Sandy Bridge. Общее строение осталось тем же – два или четыре ядра, графическое ядро, общий кэш третьего уровня, двухканальный контроллер памяти DDR3, контроллер PCI Express и System Agent.

Что изменилось серьезным образом? Это конечно технический процесс и внутренняя конструкция транзисторов. Вкратце новшество заключается в том, что на кремниевой подложке устанавливается вертикальное ребро, которое врезается в затвор. Такая схема позволяет увеличить скорость переключения и снизить токи утечки. Итогом инновации становится способность работать при более низком напряжении и меньшем тепловыделении.

Особенно важно, что такая технология приходит в то время, когда Intel ведет борьбу за ультрамобильность и активно продвигает процессоры ULV для ультрабуков.

Новая графика, встроенная в процессор получила номер 4000 и о ее производительности я расскажу отдельно. Отмечу ключевые достоинства – поддержка трех мониторов, увеличение количества потоковых процессоров с 12 до 16, полноценная поддержка DirectX 11.

Ассортимент процессоров насчитывает 14 новых моделей: 9 десктопных и 5 мобильных. Из 9 моделей для настольных компьютеров – 4 имеют пониженное энергопотребление, таким образом остается пять основных дебютантов.

Характеристики новинок приведены в таблице выше. Наибольший интерес для энтузиастов представляется процессор Intel Core i7-3770K.

Его производительность станет неким отправным пунктом на ближайшее время, и скорее всего он будет наиболее популярен среди покупателей игровых систем.

Конфигурация тестового стенда

Процессор

  • Intel Core i7 3770K (3.5 ГГц ), Socket 1155
  • Intel Core i7 3820 (3.6 ГГц ), Socket 2011
  • Intel Core i7 3930K (3.2 ГГц ), Socket 2011
  • Intel Core i7 990X (3.46 ГГц ) , Socket 1366

Материнская плата

  • MSI Z77A-GD65, Intel Z77 chipset, Socket 1155
  • ASUS X79 Sabertooth, Intel X79 chipset, Socket 2011
  • EVGA Classified E760, Intel X58 chipset, Socket 1366

Видеокарта

  • Leadtek GeForce GTX 580

Оперативная память

  • G.Skill RipjawsX DDR3-1866 CL9 2*4096 Mb
  • G.Skill RipjawsZ DDR3-2400 CL11 4*4096 Mb
  • ADATA Plus series DDR3-1866 CL8 3*2048 Mb

Блок питания

  • Enermax Revolution 85+ 1020W

Жесткий диск

  • Kingston HyperX SSD 240 Gb

Корпус

  • Dimastech Benchtable

Монитор

  • Acer V243H

Клавиатура

  • Logitech Illuminated Keyboard

Мышь

  • Logitech MX518

Скриншот с характеристиками Intel Core i7-3770K

Система в сборе.

Для оценки производительности были выбраны следующие тесты:

  • wPrime 1.55 – многопоточный тест для математических расчетов.
  • 3D Mark 11 –Physics test – подтест популярного пакета, в котором рассчитываются физические эффекты
  • 3D Mark Vantage CPU Score – аналогично 3D Mark 11 – подтест для обсчета физических эффектов
  • AIDA64 Queen и Photoworxx – подтесты, имитирующие работу с математическими массивами и графикой.

В качестве соперников выступили – младший четырехядерный процессор для Socket 2011 – Intel Core i7 3820, Intel Core i7 3930K и один из прошлых флагманов – Intel Core i7 Extreme 990X.

Расчеты на шестиядерных процессорах идут быстрее за счет отличной оптимизации теста под многопоточность. Между более дорогой платформой Socket 2011 и новым Ivy Bridge – паритет.

Лучше всего считать физически эффекты на Intel Core i7 3930K. А вот новинка вновь оказывается лучше младшего процессора более дорогой платформы. Если не видно разницы – зачем платить больше? Старичок i7 990X пытается бодриться, но видно – его время прошло.

Единственный тест, где Intel Core i7-3770K оказывается в роли догоняющего, но видимо сказывается четырехканальный контроллер памяти у Intel Core i7 3820. При работе с мультимедиа первое поколение Intel Core оказывается просто растоптанным.

Итоговые мысли и выводы

Процессор получился удачным и производительным. При выборе современной платформы стоит обратить свой взгляд именно на него. Для особых расчетов и работы с огромными мультимедиа файлами Ivy Bridge будет уступать более дорогой платформе Sandy Bridge-E, но в остальных приложениях и уж наверняка в играх станет отличным выбором.

Intel Core i7-3770K также обладает отличным оверклокерским потенциалом, автоматический разгон на плате MSI Z77A-GD65 позволил повысить частоту работы до 4,2 ГГц, а значит при грамотной и тонкой настройке новые процессоры будут способны работать на частотах выше 4,5 ГГц при использовании качественного воздушного охлаждения.